Тяжелые крейсера типа “Сталинград”

Крупнейшие в мире тяжелые крейсера, развитие недостроенных кораблей типа “Кронштадт” (проект 69). Рассматривались как соперники американских крейсеров типа “Аляска”. Строительство велось под личным контролем Сталина и прекратилось сразу же после его кончины.

 

Первая послевоенная программа военного кораблестроения по типам включенных в нее кораблей в принципе не отличалась от предвоенной программы 1938 г. Естественно, учитывался опыт прошедшей войны. Усиливалось зенитное вооружение всех классов кораблей, возросли требования к повышению живучести, совершенствовались средства связи и наблюдения, радиолокация и гидролокация. Но указанная программа несла в себе и принципиальные ошибки. Вторая мировая война окончательно развеяла доктрину о владении морем при помощи большого количества крупных артиллерийских кораблей — линкоров и линейных крейсеров. Новый вид оружия в войне на море — морская авиация, базирующаяся на авианосцах,— доказал, что линкоры и линейные крейсеры, несмотря на усиление зенитного вооружения, на увеличение числа кораблей охранения, как правило, обречены при налете на них нескольких десятков, а иногда и сотен самолетов.

Учитывая это, все страны, строившие линкоры, еще с 1944 г. прекратили их постройку или стали переделывать в авианосцы, т. е. в тот тип корабля, который до появления подводных ракетоносцев стал главной ударной силой флота. Наша же послевоенная программа, несмотря на вышеизложенные выводы, предусматривала проектирование и строительство линкоров и тяжелых (линейных) крейсеров. Надо сразу сказать, что Министерством ВМФ во главе с Н. Г. Кузнецовым и Главным морским штабом были сделаны правильные выводы о главенствующей роли авианосцев и подводных лодок в войне на море, но убедить И. В. Сталина, что нужно проектировать и строить авианосцы, а не линкоры и тяжелые крейсеры, они были бессильны.

Так любовь одного человека к тяжелым кораблям (а это было известно всем «верхам») пересилила интересы флота и государства. Были развернуты работы по линкору проекта 24 и тяжелому (линейному) крейсеру проекта 82. И если исследовательские работы по линкору проекта 24 в 1952 г. окончательно были прекращены, то проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82 при жизни И. В. Сталина стало одной из основных задач программы военного судостроения. Главным конструктором проекта был назначен Л. В. Дикович, и в 1951 г. состоялась закладка трех кораблей. Головной тяжелый крейсер, заложенный в Николаеве, получил имя «Сталинград», второй заложили в Ленинграде и последний — в Молотовске.

Работы по проектированию и строительству шли в чрезвычайно напряженном темпе. Достаточно сказать, что головной корабль должен был быть спущен 7 ноября 1953 г. На других заводах к этому времени должны были окончить формирование корпусов. Но 5 марта 1953 г. умирает И. В. Сталин, и уже 23 апреля выходит приказ министра транспортного и тяжелого машиностроения о прекращении всех работ по проекту 82. Корпус головного корабля к этому времени был полностью сформирован, навешена броня, проводилась установка главных механизмов. Все контрагентские поставки для головного корабля были выполнены в полном объеме. После приказа министра корпуса всех трех кораблей разобрали на стапелях, кроме одного отсека головного крейсера. Отсек был спущен, и на нем производились огневые испытания с целью определения стойкости броневой и противоминной защиты. Результаты испытаний показали их высокую эффективность. Так закончилась последняя попытка строительства в СССР крупных артиллерийских кораблей.

 

 

Сталинград (заводской № 400). 31.08.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.12.1951 г. заложен на заводе № 444 (г. Николаев), спущен в 1953 г., но 26.06.1953г. снят со строительства, исключен из состава ВМФ и впоследствии превращен в мишень для обеспечения испытаний противокорабельных ракет.

Москва (заводской № 406). 31.04.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в сентябре 1952 г. заложен на заводе № 189 (г. Ленинград), но 11.04.1953 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

Кронштадт (заводской № 402) Май 1955, заложен г. Молотовск (Северодвинск). Строительство остановлено и отменено в 1955 г.

 

Примечание: всего планировалось к постройке 7 ед., остальные 4 ед. не закладывались.

 

Водоизмещение: полное 43 000, стандартное 36 500 т; длина 250,5 м, ширина 31,6 м, осадка 9,7 м. Мощность ПТУ 4х70 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 15 уз; дальность плавания экономическим ходом 5000 миль. Вооружение: 3х3 305-мм СМ-31, 6х2 130-мм БЛ-109А, 6х4 45-мм СМ-20-ЗИФ, 12х137-мм 70-К и 10х4 25-мм БЛ-120 орудий. Бронирование борт до 150, палуба 90-100, башни до 323 мм. Экипаж 1481 человек.


Другие данные по ТТХ
 


 

Крейсера Советских ВМФ 1945-1995

Справочник крейсеров.


Главная
Тяжелые крейсера



Разные мнения:
1. Тяжелые крейсера типа “Сталинград”
2. Тяжелые крейсера типа “Сталинград”
3. Линкоры-гиганты

крейсер Сталинград.

крейсер "Сталинград"

 

 

Hosted by uCoz