Первая послевоенная программа военного кораблестроения по типам включенных в нее кораблей в принципе не отличалась от предвоенной программы 1938 г. Естественно, учитывался опыт прошедшей войны. Усиливалось зенитное вооружение всех классов кораблей, возросли требования к повышению живучести, совершенствовались средства связи и наблюдения, радиолокация и гидролокация.
Но указанная программа несла в себе и принципиальные ошибки. Вторая мировая война окончательно развеяла доктрину о владении морем при помощи большого количества крупных артиллерийских кораблей — линкоров и линейных крейсеров.
Новый вид оружия в войне на море — морская авиация, базирующаяся на авианосцах,— доказал, что линкоры и линейные крейсеры, несмотря на усиление зенитного вооружения, на увеличение числа кораблей охранения, как правило, обречены при налете на них нескольких десятков, а иногда и сотен самолетов. Учитывая это, все страны, строившие линкоры, еще с 1944 г. прекратили их постройку или стали переделывать в авианосцы, т. е. в тот тип корабля, который до появления подводных ракетоносцев стал главной ударной силой флота.
Наша же послевоенная программа, несмотря на вышеизложенные выводы, предусматривала проектирование и строительство линкоров и тяжелых (линейных) крейсеров.
Надо сразу сказать, что Министерством ВМФ во главе с Н. Г. Кузнецовым и Главным морским штабом были сделаны правильные выводы о главенствующей роли авианосцев и подводных лодок в войне на море, но убедить И. В. Сталина, что нужно проектировать и строить авианосцы, а не линкоры и тяжелые крейсеры, они были бессильны. Так любовь одного человека к тяжелым кораблям (а это было известно всем «верхам») пересилила интересы флота и государства.
Были развернуты работы по линкору проекта 24 и тяжелому (линейному) крейсеру проекта 82. И если исследовательские работы по линкору проекта 24 в 1952 г. окончательно были прекращены, то проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82 при жизни И. В. Сталина стало одной из основных задач программы военного судостроения.
Главным конструктором проекта был назнаен Л. В. Дикович, и в 1951 г. состоялась закладка трех кораблей. Головной тяжелый крейсер, заложенный в Николаеве, получил имя «Сталинград», второй заложили в Ленинграде и последний — в Молотовске.
По проекту эти корабли имели полное водоизмещение 42 300 т, длину 278,6, ширину 30 и наибольшую осадку 9,2 м. Скорость их составляла 35—36 уз. при мощности четырехвальной энергетической установки 280 тыс. л. с. Вооружение включало: 9 304,8-мм в трех башнях орудий и 12 130-мм универсальных в шести башнях орудий, а также 6 45-мм и 10 четырехствольных 25-мм зенитных автоматов. Бронирование борта доходило до 260, башен главного калибра — до 240 мм. Экипаж насчитывал 1 712 чел.
Работы по проектированию и строительству шли в чрезвычайно напряженном темпе. Достаточно сказать, что головной корабль должен был быть спущен 7 ноября 1953 г. На других заводах к этому времени должны были окончить формирование корпусов.
Но 5 марта 1953 г. умирает И. В. Сталин, и уже 23 апреля выходит приказ министра транспортного и тяжелого машиностроения о прекращении всех работ по проекту 82. Корпус головного корабля к этому времени был полностью сформирован, навешена броня, проводилась установка главных механизмов. Все контрагентские поставки для головного корабля были выполнены в полном объеме.
После приказа министра корпуса всех трех кораблей разобрали на стапелях, кроме одного отсека головного крейсера. Отсек был спущен, и на нем производились огневые испытания с целью определения стойкости броневой и противоминной защиты. Результаты испытаний показали их высокую эффективность.
Так закончилась последняя попытка строительства в СССР крупных артиллерийских кораблей.
В.Ф.Бильдин