К 1945 году отечественные
надводные корабли – линкоры, крейсеры и эсминцы не
только существенно уступали своим американским аналогам,
введённым в строй в 1941-45 гг., но и были чрезвычайно
изношены. Износ наших кораблей определялся интенсивным
использованием в годы ВОВ при отсутствии надлежащего
ремонта. Фактически к 1 января 1946 г. советский флот
был в небоеспособном состоянии. Стоимость же ремонта и
модернизации старых кораблей в большинстве случаев была
соизмерима со стоимостью постройки новых. В результате
наши адмиралы и кораблестроители оказались перед
нехитрым выбором: или строить артиллерийские корабли с
учётом опыта Второй Мировой войны, или оказаться вообще
без флота. В нашем флоте линейные крейсеры именовались
тяжёлыми крейсерами (КРТ). Первые КРТ проекта 69
– «Кронштадт» и «Севастополь» – уже были заложены, но
после войны пр.69 признали устаревшим, и в 1948
г. недостроенные корпуса этих крейсеров разобрали.
Оперативно-тактическое задание на проектирование
КРТ проекта 82 было утверждено наркомом ВМФ Н.Г.
Кузнецовым в мае 1941 г. Фактически это был несколько
переделанный пр.83, как у нас назвали купленный в
Германии тяжёлый крейсер «Лютцов». КРТ пр.82
должен был иметь ту же артиллерию главного калибра
(восемь 203-мм пушек в четырёх башнях), что и «Лютцов».
Проектированием КРТ пр.82 первоначально
занималось ЦКБ-17. Поскольку в 1941-42 гг. выяснилось,
что германских 203-мм пушек приобрести уже не получится,
равно как и 305-мм пушек Б-50 с завода «Баррикады»,
конструкторы ЦКБ-17 в 1943 г. начали фантазировать с
главным калибром, предлагая вооружить крейсер девятью
орудиями калибра 210...230 мм. Такого калибра в нашей
морской артиллерии тогда не было, но проектанты ничем не
рисковали: ясно было, что в ходе войны КРТ пр.82
не будет построен. Считалось, что крейсер, вооружённый
210...230-мм орудиями, без труда справится с любым
зарубежным крейсером, вооружённым 203-мм орудиями.
В ноябре 1944 г. Кузнецов утвердил новое ОТЗ на
проект 82, где предложил вооружить крейсер девятью
220-мм орудиями ГК, 16-ю 130-мм универсальными орудиями,
32-я 45-мм и 12-ю 25-мм зенитными автоматами.
Водоизмещение такого крейсера должно было составлять
25...26 тысяч тонн, а скорость хода – не менее 30 узлов.
В конце января 1947 г. в Кремле с участием И.В.Сталина
состоялось специальное совещание по проблемам военного
судостроения. В ходе совещания Сталин предложил
вооружить КРТ пр.82 305-мм орудиями. По итогам
этого совещания 28 января 1947 г. вышло постановление
Совмина СССР, которым Министерству Вооружённых Сил и
Министерству судостроительной промышленности поручалось
проработать варианты корабля пр.82 с 305-мм и
220-мм артиллерией главного калибра и в двухмесячный
срок представить их на рассмотрение. В начале февраля
1947 г. новый главком ВМС И.С. Юмашев утвердил ОТЗ на
проработку указанных вариантов. Выбор 305-мм артиллерии
главного калибра определялся новым перечнем задач для
тяжёлых крейсеров: придание боевой устойчивости лёгким
силам, действующим в составе манёвренных соединений;
уничтожение крейсеров противника, вооружённых 203-мм и
152-мм орудиями, в морском бою; нанесение мощных
артиллерийских ударов по особо важным береговым целям в
операциях против баз и побережья противника (как при
самостоятельных операциях, так и при взаимодействии с
приморским флангом своих войск и высадке десантов).
При разработке этих вариантов рассматривались
различные составы артиллерии главного калибра (8...12
305-мм орудий в двух- или трёхорудийных башенных
установках) и универсального (с 130-мм или 152-мм
орудиями в двухорудийных башенных установках), единый
состав мелкокалиберной зенитной артиллерии (45-мм и
25-мм автоматы).
Требования ОТЗ на разработку вариантов проекта
82 с 220-мм артиллерией отличались от задания 1944
г. Боезапас главного калибра сокращался со 170 до 125
выстрелов на ствол, количество 130-мм универсальных
(зенитных дальнего боя) орудий сокращалось с 16 до 12,
боезапас 45-мм автоматов – с 1500 до 1000 выстрелов на
ствол. Количество 25-мм автоматов увеличивалось с 12 до
30, а их боезапас сокращался с 3000 до 2500 выстрелов на
ствол.
В августе 1947 г. министры вооружённых сил (Н.А.
Булганин), судостроительной промышленности (А.А.
Горегляд) и вооружения (Д.Ф. Устинов) представили на
рассмотрение правительства три варианта КРТ пр.82:
два с 305-мм и один с 220-мм артиллерией главного
калибра. В своем докладе Сталину они обосновывали
целесообразность применения 305-мм орудий и отмечали,
что представленные два варианта с одинаковым вооружением
отличались толщиной брони главного бортового пояса
корабля, что объяснялось разногласиями между
Министерством Вооружённых Сил и Минсудпромом по
оптимальной толщине брони. Булганин предлагал вариант №1
с толщиной брони 200 мм, обеспечивающей защиту основных
жизненно важных частей корабля от 203-мм снарядов
противника с дистанции 70 кабельтовых и большую степень
свободы маневрирования в бою с такими же кораблями, что
являлось его важным тактическим преимуществом. Горегляд
же предлагал принять вариант №2 со 150-мм броневым
поясом, с соответствующим уменьшением водоизмещения
корабля и повышением скорости его полного хода. Это, по
мнению Минсудпрома, должно было позволить кораблю
пр.82 успешно вести бой с тяжёлыми крейсерами
противника с 203-мм артиллерией на дальних дистанциях, и
в этом случае броневая защита корабля вполне достаточна
от снарядов на дистанции 85 кабельтовых. Вариант №3 с
220-мм артиллерией сильно уступал предыдущим вариантам
по огневой мощи и боевой живучести. Его преимуществом
была более высокая (1,5 узла) скорость полного хода и
меньшее (на 25%) водоизмещение.
В марте 1948 г. Сталин одобрил для дальнейшего
проектирования вариант №1 (с 305-мм артиллерией и 200-мм
бронированием, стандартным водоизмещением 40000 тонн и
скоростью хода 32 узла), дал указание ускорить создание
таких крейсеров и впоследствии сам контролировал работы.
КРТ пр.82 рассматривался как главный оппонент
американских крейсеров типа «Alaska».
После принятия решения о выборе варианта КРТ
пр.82 подготовленный в 1947 г. проект
тактико-технического задания на проектирование корабля
был откорректирован ВМС, согласован с Минсудпромом и в
апреле 1948 г. представлен в Совет Министров СССР. 31
августа того же года вышло постановление Совмина о
проектировании и строительстве головного корабля
пр.82. Главным конструктором по проекту был назначен
Л.В. Дикович, а главным наблюдающим от ВМФ – капитан 1
ранга М.С. Михайлов.
Ещё в конце 1947 г. в ЦКБ-17 началась разработка
эскизного проекта корабля, который был представлен на
рассмотрение в Министерство ВМС и Министерство
судостроительной промышленности в марте 1949 г.
Разработчики представили четыре варианта эскизного
проекта, отличавшиеся размещением универсальной
артиллерии и зенитных автоматов, количеством и
паропроизводительностью главных котлов и расположением
главной энергетической установки.
Вариант Л-3-6 имел ромбическое размещение
130-мм артустановок БЛ-110, 12 котлов
производительностью 80 т пара в час в четырёх котельных
отделениях и два машинных отделения.
В варианте Б-3-8 артустановки универсального
калибра размещались по четыре с каждого борта, а 12
котлов той же паропроизводительности – в шести котельных
отделениях.
Вариант Л-2-4 имел ромбическое размещение
130-мм установок БЛ-110, четыре машинно-котельных
отделения (по два котла производительностью 130 т/час
и одному ГТЗА в каждом).
Но для технического проектирования был рекомендован
четвёртый вариант – Л-2-6. По этому варианту
размещение универсальной артиллерии и главной
энергетической установки было аналогично варианту
Л-3-6, но в каждом из котельных отделений имелось по
два главных котла вместо трёх производительностью 130 т/час.
Технический проект ЦКБ-17 должно было представить
заказчику в конце 1949 г., чтобы обеспечить начало
постройки кораблей в III квартале 1950 г., и уже в
апреле 1949 г. конструкторы приступили к техническому
проектированию. Но осенью того же года при рассмотрении
в Кремле результатов разработки представленного
Министерствами ВМС и судостроительной промышленности для
утверждения эскизного проекта Сталин спросил у Диковича:
«А нельзя ли повысить скорость хода корабля для того,
чтобы наш тяжелый крейсер мог догнать и уничтожить менее
сильный по вооружению и защите корабль его противника и
своевременно уйти от любого, более сильного корабля?»
Это пожелание Сталина было воспринято как указание об
изменении ТТЗ, утверждённого правительством всего год
назад. В результате разработанный ЦКБ-17 эскизный проект
не утвердили, а в протоколе его рассмотрения отметили,
что корабль имеет слишком большое водоизмещение и
недостаточную скорость хода.
15 октября 1949 г. Совмин СССР издал постановление
«Об улучшении проектирования кораблей и о мерах помощи
конструкторским бюро и научно-исследовательским
институтам военного кораблестроения», в котором одной из
главных причин отставания в выполнении плана было
признано неудовлетворительное обеспечение заводов
технической документацией. Этим же постановлением Совмин
решил организовать конструкторское бюро по
проектированию линкоров и тяжёлых крейсеров с
непосредственным подчинением Минсудпрому – ЦКБ-16. С
этого времени тяжёлыми крейсерами пр.82 стало
заниматься исключительно новое конструкторское бюро –
ЦКБ-16.
В начале марта 1950 г. состоялось новое совещание в
кремлевском кабинете И.В. Сталина по проекту 82 с
участием В.А. Малышева, И.С. Юмашева и заместителя
Главкома ВМС П.С. Абанькина. На вопрос Сталина о
назначении КРТ моряки ответили, что он должен бороться с
тяжёлыми крейсерами противника. На что Сталин возразил,
что основная задача тяжёлого крейсера должна быть иной –
борьба с лёгкими крейсерами противника, и надо увеличить
его скорость до 35 узлов чтобы он всегда мог уйти из-под
удара тяжёлых кораблей противника. Затем Сталин
предложил ряд мер по уменьшению водоизмещения. Когда
моряки возразили против некоторых из них, он высказал
справедливые замечания по составу универсальной и
зенитной артиллерии и по боекомплекту артиллерии всех
калибров, заметив, что глупо ставить на КРТ 130-мм
зенитные орудия с потолком стрельбы 16 км, ведь
противник будет бомбить его с высоты 500...1500 м, и
поэтому нужна мелкокалиберная зенитная артиллерия. Но и
количество зенитных автоматов Сталин также велел
сократить, считая что такой корабль будет всегда иметь
охранение, которое должно его защищать. Моряки возразили
против сокращения боекомплекта, ссылаясь на то, что ВМС
США и Англии имеют на кораблях большой запас снарядов.
Но Сталин парировал: «Вы слепо не копируйте американцев
и англичан, у них другие условия, их корабли уходят
далеко в океан, отрываясь от своих баз. Мы же не думаем
вести океанские бои, а будем воевать вблизи своих
берегов, и нам не нужно иметь большого боезапаса на
корабле». По этим же соображениям Сталин разрешил
уменьшить дальность плавания и отметил, что создать
корабль, который имел бы все преимущества, нельзя.
Узнав, что головной крейсер планируют заложить в
Ленинграде, Сталин сказал, что хотел бы в первую очередь
иметь два КРТ на Чёрном море, «где надо иметь большой
флот, раз в десять больше, чем сейчас, и суметь крепко
запереть Дарданеллы. Во вторую очередь – строить тяжёлые
крейсеры на Балтике».
С учетом замечаний Сталина по эскизному проекту и
результатов разработки предварительного этапа техпроекта
Совмин СССР постановлением от 25 марта 1950 г. утвердил
основные элементы задания на разработку технического
пр.82 с частичными изменениями ТТЗ, утверждённого в
августе 1948 г. Теперь скорость полного хода КРТ должна
была составлять 35 узлов за счёт уменьшения
артиллерийского вооружения универсального калибра и
мелкокалиберной зенитной артиллерии, водоизмещение
36–36,5 тысяч тонн, а дальность плавания и автономность
уменьшены по сравнению с предыдущими вариантами проекта.
Минсудпром должен был представить техпроект на
утверждение в феврале 1951 г. Одновременно Совмин СССР
обязал Минсудпром начать во II квартале того же года
строительство двух крейсеров пр.82 на заводах №
444 в Николаеве и № 189 в Ленинграде со сдачей их
заказчику в 1954 и 1955 гг. соответственно. В декабре
1952 г. техпроект 82 был завершён ЦКБ-16 и
представлен на утверждение Военно-морскому министерству
и Минсудпрому.
Основные контрагенты по вооружению, приборам,
электрооборудованию, главной турбинной установке, котлам
и их вспомогательным механизмам не прекращали разработку
технических проектов и рабочих чертежей даже в период
изменения элементов корабля в связи с требованием
увеличить его скорость. Поэтому в первые же месяцы 1951
г. они смогли передать в производство рабочую
документацию. Ряд образцов вспомогательных механизмов
был изготовлен и принят междуведомственными комиссиями к
концу 1950 г. благодаря совмещению этапов проектирования
и подготовки производства. В создании КРТ пр.82 к
концу 1950 г. участвовало 45 коллективов ведущих НИИ,
ПКБ и крупнейших заводов: Ижорского, Кировского,
Ленинградского металлического, Балтийского,
Новокраматорского завода тяжёлого машиностроения.
С января 1951 г. по решению Военно-морского
министерства и Минсудпрома коллектив ЦКБ-16 начал
срочную подготовку рабочей документации, для того чтобы
ускорить начало строительства тяжелых крейсеров сразу на
трех заводах, не дожидаясь рассмотрения и утверждения
техпроекта. 4 июня 1951 г. Совмин СССР утвердил
технический пр.82. А 14 ноября того же года было
принято постановление правительства о строительстве
третьего КРТ на заводе № 402 в г. Молотовск (ныне
Северодвинск).
По утверждённому проекту КРТ должен был иметь: 3х3
305-мм орудий СМ-31 в башнях (общий боезапас 720
выстрелов); 6х2 130-мм универсальных башенных установок
БЛ-109А (2400 выстрелов); 6х4 – 45-мм зенитных установок
СМ-20-3иФ (19 200 выстрелов) и 10х4 – 25-мм зенитных
установок БЛ-120 (48 000 выстрелов). В состав системы
управления артиллерийской стрельбой входили РЛС и
оптические средства. Каждая башенная установка СМ-31
оборудовалась ПУС «Море-82» и радиодальномером «Грот», а
каждая установка БЛ-109А – радиодальномером «Сириус-Б».
Главный броневой пояс (с толщиной брони 180 мм) на
протяжении цитадели имел угол наклона от вертикали 15° и
защищал борт ниже средней (главной броневой) палубы;
углубление его нижней кромки на миделе под ватерлинией
составляло 1,7 м. Траверзные переборки цитадели имели
толщину до 140 мм (носовая) и 125 мм (кормовая), стенки
боевой рубки были до 260 мм, крыша – 100 мм. Палубы в
районе цитадели имели толщину брони: верхняя – 50 мм,
средняя – 75 мм, нижняя – 20 мм. Лобовая стенка башен
главного калибра защищалась 240-мм броней, боковые
стенки – 225-мм, крыша – 125-мм, а задняя стенка,
выполнявшая и роль противовеса, состояла из трёх плит
суммарной толщиной 400–760 мм. Противоминная защита
(ПМЗ), прикрывавшая жизненно важные отсеки корабля
(погреба боезапаса, главные посты, помещения главной
энергетической установки) на протяжении цитадели,
состояла из трёх-четырёх продольных переборок. Из них
вторая (толщиной 8...25 мм) и третья (50 мм) имели
цилиндрическую форму, а первая (8...15 мм) и четвёртая
(15...30 мм) были плоскими. Объёмы между первой (второй)
и третьей переборками использовались под топливо,
которое по мере расходования замещалось забортной водой.
Для увеличения протяжённости броневой защиты по
вертикали на третью (основную защитную) переборку ПМЗ
навешивались дополнительно броневые плиты толщиной от 20
до 100 мм.
Впервые в отечественном судостроении на крейсерах
проекта 82 предусматривалась трёхслойная днищевая
защита, выполненная по продольно-поперечной системе на
протяжении цитадели. Её высота от наружной обшивки до
третьего дна составляла 2250 мм. Наружная обшивка
выполнялась из брони толщиной 20 мм, второе дно имело
толщину 18 мм, а третье – 12...18 мм.
Четырёхвальная главная энергетическая установка
(четыре ГТЗА мощностью по 70000 л.с. и 12 главных котлов
паропроизводительностью по 110 т/ч,
с параметрами пара 66 атм и 460°С) для того времени была
самой мощной в мире. В США подобные ГЭУ применялись на
авианосцах типа «Kitti Hawk» и «John F. Kennedy»,
вступивших в строй только в 1961-68 гг.
В 1950 г. в Морском генштабе был разработан
ориентировочный проект штата для КРТ пр.82, по
которому предусматривалось для командира корабля звание
контр-адмирала, для старшего замполита и командиров БЧ-2
и БЧ-5 – капитанов 1 ранга.
Формально закладка головного крейсера «Сталинград»
состоялась 31 декабря 1951 г. на заводе №444 в
Николаеве, хотя днищевые секции корабля установили на
стапеле ещё в ноябре. Коллектив завода взял на себя
социалистическое обязательство досрочно, к 36-й
годовщине Октября (т.е. к 7 ноября 1953 г.), спустить
корабль на воду. В сентябре 1952 г. на стапели «А»
завода №189 в Ленинграде заложили второй КРТ – «Москва».
В октябре 1952 г. в северной доковой камере стапельного
цеха-эллинга завода №402 в Молотовске был заложен третий
тяжёлый крейсер пр.82, не получивший имени
собственного.
Быстрее всех строился крейсер «Сталинград». К концу
1952 г. контрагенты поставили на него 118 образцов
комплектующего оборудования: вооружение, котлотурбинную
установку, электро- и дизель-генераторные установки,
вспомогательные механизмы, теплообменные аппараты,
корабельные устройства и оборудование, системы
автоматики и приборной техники.
Но вот 5 марта 1953 г.
умирает И.В. Сталин, и уже 18
апреля 1953 г. вышел приказ №00112 министра транспорта и
тяжёлого машиностроения И.И. Носенко о прекращении
строительства всех трёх КРТ
типа «Сталинград». Понятно, что это
решение было вынесено не самим министром, а кем-то из
высшего руководства, пришедшего к власти после смерти
Сталина. Всё произошло быстро и тихо, без возражений со
стороны адмиралов или судостроителей.
Что касается целесообразности прекращения
работ по пр.82
– понятно что смысла в
этом никакого не было, что в будущем сильно аукнулось
нашему флоту. В конце 1960-х
годов стало ясно, что парализующий удар по авианосным
ударным соединениям ВМС США из
положения слежения на боевой службе могли эффективно
наносить лишь оставшиеся в строю
артиллерийские крейсеры пр.26-бис
и
пр.68-бис.
В кризисные моменты они активно использовались в силах
слежения за АУС, непрерывно удерживая с авианосцами
вероятного противника эффективную дистанцию
артиллерийского огня. Очевидно, что разрезанные на
металл недостроенные тяжёлые крейсеры пр.82 могли
быть использованы в этом случае ещё более эффективно,
так как любой авианосец на эффективной дистанции
артиллерийского огня его 305-мм орудий через 1–2 минуты
мог быть превращён в пылающие развалины. Наконец,
тяжёлые артиллерийские корабли – линкоры и крейсеры –
обладают значительной боевой устойчивостью и способны до
своей гибели нанести поражение авианосцу даже в ответном
ударе. Все это подтверждает старое правило, что новые
боевые средства борьбы на море не отвергают старые, а
дополняют их.
В июне 1953 г. министр транспортного и тяжёлого
машиностроения и Главком ВМС приняли решение
использовать часть корпуса недостроенного крейсера
«Сталинград», включавшую цитадель, в качестве натурного
опытового отсека для проверки огневыми испытаниями в
полигонных условиях стойкости конструктивной (броневой и
противоминной) защиты корабля к воздействию новых
образцов морского оружия, отработки их взрывателей и
боевых частей. Документация на переоборудование отсека
была разработана филиалом ЦКБ-16 в Николаеве. После
этого николаевский филиал закрыли. В 1954 г. отсек был
спущен на воду, а в 1956-57 гг. использовался в качестве
мишени для испытаний крылатых ракет, артиллерийских
снарядов, авиабомб и торпед и при этом не потерял
плавучести при отсутствии на нём сил и средств борьбы за
живучесть, что подтвердило высокую эффективность
предусмотренной проектом защиты крейсера. Недостроенные
корпуса двух других ТКР были разрезаны на металл на
стапелях заводов №189 и №402.
Готовые качающиеся части 305-мм орудий главного
калибра КРТ было решено использовать при создании
железнодорожных батарей береговой обороны. 19 января
1955 г. вышло постановление Совмина о создании четырёх
305-мм батарей с использованием 12 орудий СМ-33 башенных
артустановок СМ-31 с их поставкой ВМС в 1957-1958 годах.
В ЦКБ-34 были начаты работы по созданию 305-мм
железнодорожной установки СМ-41 с качающейся частью
СМ-ЗЗТ. Разработка чертежей и технической документации
на установку была закончена в июле 1954 г., однако
работы по ней вскоре были прекращены по распоряжению
Н.С. Хрущёва.
Постановлением правительства от 19 марта 1955 г.
«Об использовании материальных ценностей, оставшихся от
прекращения строительством кораблей проекта 82»
Минтрансмаша и Минсудпрома поручалось обеспечить
хранение на Харьковском турбогенераторном заводе задела
по производству восьми главных турбозубчатых агрегатов
ТВ-4 для КРТ пр.82, а на заводах №402 и №444 –
машинно-котельного оборудования. Этим же постановлением
Министерству оборонной промышленности предписывалось
передать Министерству обороны двенадцать качающихся
частей 2М-109, изготовленных заводом «Большевик» для
130-мм артустановок БЛ-109А крейсера «Сталинград».