Справочник крейсеров.


Справочник крейсеров СССР
Тяжелые крейсера
Тяжелые авианесущие крейсера типа «Киев»

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев»

Описание конструкции

 
   
Тяжелый авианесущий крейсер «Киев»


тяжелый авианесущий крейсер «Киев» в открытом море, 1977 г.

Наличие на борту ПКР пр. 1143 совер­шенно несвойственных для авианосца многочисленных ракетных, артиллерийс­ких и противолодочных комплексов, пред­назначенных для решения различных бо­евых задач, предопределило своеобраз­ный «гибридный» тип архитектуры кораб­ля.

Система набора корпуса по всей дли­не была продольной (шпация 500 мм), в оконечностях — поперечной. Корпус и два нижних яруса 9-ярусной надстройки изготавливались из стали АК-25 (для тол­щин до 30 мм) и АК-27 (для толщин свы­ше 35 мм). Надстройка, начиная с 3-го яруса и выше, выполнялась из алюминиево-магниевого сплава АМГ. Все вер­тикальные поверхности надстройки, ды­мовой трубы и самого корпуса делались наклонными от вертикали (до 10°) с тем, чтобы максимально снизить величину радиолокационного поля и, как след­ствие этого, — заметность корабля в це­лом. Надо сказать, что принятые тогда специалистами Невского ПКБ решения в ряде случаев предвосхитили техноло­гию «stealth», которой так много внима­ния уделяется сегодня на Западе.

Корпус крейсера имел 18 главных по­перечных и две продольные водонепро­ницаемые переборки. В его средней час­ти находилось шесть палуб и две плат­формы. Непосредственно под ангаром располагались машинные отделения; они, а также погреба авиабоезапаса и погреба запасных ракет главного ударно­го комплекса оснащались подводной кон­структивной защитой (ПКЗ). Сплошное по длине двойное дно на достаточно боль­шом протяжении (район машинных и ко­тельных отделений, ЦКП и погребов бое­запаса) переходило в двойной борт, где размещались бортовые цистерны, подни­мавшиеся по высоте до 6-й палубы.


Формирование корпуса «Киева» на стапеле, лето 1971 г.

Согласно существовавшим в то вре­мя требованиям противоатомной защи­ты, боеспособность корабля должна была сохраняться при воздушном взры­ве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м. При этом непотопляе­мость обеспечивалась при затоплении любых четырех смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляе­мости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три отсека).

В окончательном виде корабль проек­та 1143 имел следующие расчетные ТТХ: наибольшая длина — 273,1 м, макси­мальная ширина — 49,2 м и осадка — 7м, наибольшая габаритная высота от киля до клотика (точнее, до верхней точки азимутально-радиодальномерного мая­ка)— 61,1 м; стандартное водоизмеще­ние — около 30 500 т, полное — около 41 300 т, наибольшее — около 42 000 т. «Киев» (в отличие от «Москвы» и «Ле­нинграда», на которых до 1973 года были только бортовые номера) имел и целый ряд чисто внешних особенностей. Преж­де всего, на нем установили впервые вводимое специально для кораблей это­го класса носовое украшение — якорь с красной звездой и раскинутыми в сторо­ны бронзовыми крыльями, напоминающими эмблему ВВС. Оно весило 1,2 т и имело внушительные размеры — 9,6x2,6 м. На «Киеве» в окончательном виде эту эмблему выполнили литьем из бронзы (поначалу же, при спуске, ее заменял окрашенный деревянный макет). Одна­ко ввиду того, что конструкции в ходе эк­сплуатации корабля быстро потемнела и находилась в труднодоступном для об­служивания месте, на всех последующих кораблях, начиная с «Минска», украше­ние выполнялось уже сварным из судо­строительной стали. Над обоими якор­ными клюзами были приварены, как это принято на кораблях ВМФ СССР, крас­ные звезды — по одной с каждого бор­та. Кроме того, на «Киеве» название ко­рабля из литых бронзовых литер поме­щалось в носовой части на обоих бор­тах, а также повторялось в верхней час­ти транца кормы, под Государственным гербом СССР.

Полетная палуба со спонсоном общей площадью 6200 м2 совмещала взлетный участок с посадочной полосой. На ней располагались семь взлетно-посадочных позиций для СВВП и вертолетов. На пра­вом борту в кормовой части полетной па­лубы находилось еще 10 технических по­зиций для обслуживания летной техники.


«Киев» перед спуском на воду, 26 декабря 1972 г. Хорошо видно носовое украшение — пока это деревянный макет, позже замененный литой бронзовой эмблемой

 
 

"Тяжёлый авианесущий крейсер Киев" МК "Морская коллекция" № 07 - 2003

 
Hosted by uCoz