Планировалась постройка 17 крейсеров, но до июня 1941 г. заложили только 7 (проект 68). После войны достраивались по проекту 68-К (корректированный) с усиленным зенитным вооружением и новыми системами управления артиллерийским огнем.
ЖЕЛЕЗНЯКОВ (заводской № 545). Заложен 31.10.1939 г. на заводе № 194 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 25.6.1941 г., но 10.9.1941 г. приостановлен строительством и законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 19.4.1950 г. (по другим данным: 29.7.1950 г.) и 7.9.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 30.7.1951 г. перечислен в состав СФ, 7.8.1968 г.- в состав ЛенВМБ и 28.5.1973 г.- в состав ДКБФ. В период с 14.10.1957 г. по 5.8.1961 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт. 18.4.1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ. 26.6 — 1.7.1972 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция) и 20-24.7.1974 г. в Гдыню (Польша). 21.10.1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 15.3.1976 г. расформирован и в 1976 — 1977 гг. на базе «Главвторчермета» в Лиепае разделан на металл.
КУЙБЫШЕВ (заводской № 1088). Заложен 31.8.1939 г. на заводе № 200 и 25.8.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31.1.1941 г., но летом 1941 г. приостановлен строительством, 14.8.1941 г. отбуксирован из Николаева в Поти и 10.9.1941 г. законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 20.4.1950 г. (по другим-данным: 29.7.1950 г.) и 6.8.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15—18.10.1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния), 19 — 22.10.1953 г.- в Бургас (Болгария) и 8 - 10.10.1 957 г.- в Сплит (Югославия). 18.4.1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ, а 24.4.1 965 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 20.12.1965 г. расформирован и впоследствии на базе «Главвторчермета» в Севастополе разделан на металл.
ЧАПАЕВ, с 29.10.1960 г.- ПКЗ-25 (заводской № 305). Заложен 8.10.1939 г. на заводе№ 189 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 28.4.1941 г., но 10.9.1941 г. приостановлен строительством и законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 16.5.1 950 г. (по другим данным: 27.5.1950 г.) и 19.9.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 30.7.1951 г. перечислен в состав СФ. 18.4.1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ, 6.2.1960 г. разоружен и переформирован в ПКЗ, а 12.4.1963 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 29.10.1963 г. расформирован и в 1964 г. на базе «Главвторчермета» в Мурманске разделан на металл.
ЧКАЛОВ, с 29.10.1958 г.- КОМСОМОЛЕЦ (заводской № 306). Заложен 31.8.1939 г. на заводе № 189 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но 10.9.1941 г. приостановлен строительством и на стапеле законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, спущен 25.10.1947 г., вступил в строй 25.10.1950 г. и 22.4.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ, с 28.5.1973 г.- в состав ЛенВМБ и с 28.1.1976 г.- в состав ДКБФ. 18.4.1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ. 15—18.10.1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша), 8-12.5.1964 г.-в Копенгаген (Дания), 28.6-1.7.1965 г.-в Стокгольм (Швеция), 29.7 — 2. 8.1969 г.—в Хельсинки (Финляндия) и 3 — 9.10.1969 г.-в Росток (ГДР). 27.9.1979 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.12.1979 г. расформирован и в 1980 г. на базе «Главвторчермета» в Лиепае разделан на металл.
ФРУНЗЕ (заводской № 356).
Заложен 29.8.1939 г. на заводе № 198 и 25.9.1940 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 30.12.1940 г., но
летом 1941 г. приостановлен строительством, 9.8.1941 г.
отбуксирован в Поти и законсервирован. В 1942 г.
кормовая часть корабля была отделена и приварена к
корпусу поврежденного КР «Молотов» проекта 26-бис.
Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в
строй 19.12.1950 г. (по другим данным: 28.3.1951 г.) и
8.4.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав
ЧФ. 15 — 18.10.1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния)
и 19 — 22.10.1953 г.— в Бургас (Болгария). 18.4.1958 г.
выведен из боевого состава и переклассифицирован в
учебный КРЛ, а 6.2.1960 г. разоружен и исключен из
состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и
реализации, 14.3.1960 г. расформирован и в 1960 — 1961
гг. на базе «Главвторчермета» в Севастополе разделан на
металл.
Водоизмещение: полное 14 100, стандартное 11 130 т; длина 199 м,
ширина 18,7 м, осадка 6,9 м. Мощность ПТУ 2x62 300 л.с«; скорость хода;
максимальная 33,4, экономическая 17 уз; дальность плавания экономическим ходом
6360 миль.
Вооружение: 4x3 152-мм МК-5-бнс, 4x2 100-мм СМ-5-1 и 14x2 37-мм 8-11 орудий.
Бронирование: борт 100, главная палуба 50, башня 175, рубка 130 мм. Экипаж 1184
человека.